Но, тем не менее, в работе французского историка Поля Гиро «Частная и общественная жизнь греков» есть глава, обобщающая тему еды древних греков.
12. Еда.
У греков было обыкновение завтракать два раза; первый завтрак, состоящий из ломтика хлеба, смоченного вином, ели, как только вставали с постели; второй (ἄριστος или ἄριστον) устраивался в середине дня. Мы не знаем в точности, какие блюда приготовлялись для второго завтрака; на основании некоторых источников можно только сделать заключение, что он был более основательным, потому что его готовили на кухне.
Еда, соответствующая нашему обеду (δεῖπνον), устраивалась при наступлении вечера или даже при наступлении с.136 ночи. К этой трапезе приглашали гостей. Грек, живущий в городе, не любил есть в одиночестве; для него ужин терял всякую прелесть, если в нем не принимали участия его друзья. Благодаря этому и возникало множество кружков, подписок и складчин, которые давали возможность участвовать в пиршествах, устраиваемых сообща. Эти пиры происходили у одного из участников или у какого-нибудь вольноотпущенника, сдающего для этого в наем помещение, или в доме куртизанки. Ужин, для которого каждый приносил свою долю провизии в корзине (σπυρίδες), назывался ἀπὸ σπυρίδων δεῖπνον.
Приглашения делались в высшей степени простым способом: друзей звали к себе или лично на агоре, или же посылая к ним своего раба. Приглашенные, идя в близкую им семью, любили брать с собой и друзей своих. Случалось иногда, что к обеду приходили и без приглашения; злоупотребление этой простотой создало целый класс паразитов, презираемых всеми. У Плутарха32 есть целая глава, посвященная вопросу, в какой мере можно пользоваться подобной вольностью.
Приглашенные обращали на свой костюм большое с.137 внимание; обыкновенно они брали предварительно ванну и душились. Правила вежливости требовали, чтобы они являлись вовремя, и за стол садились, не ожидая запоздавших.
В древние времена ели сидя, но этот обычай сохранился только в немногих городах, а именно на острове Крите. Даже спартанцы еще до персидских войн переняли восточный обычай возлежать во время еды.
Впрочем, здесь речь идет только о мужчинах, так как случайно присутствующие за столом женщины и дети обыкновенно сидели. Это правило не касалось куртизанок.
На каждом ложе помещались один или два человека; приставленные друг к другу, эти ложа образовывали нечто похожее на диван. Они украшались прекрасными покрывалами и были часто довольно высоки, так что влезть на них можно было только с помощью небольших скамеек. За спиной пирующих находились подушки, похожие на наши современные, или поперечные валики в цветных наволоках различных рисунков; иногда гости приносили подушки с собой. Опираясь левым локтем на подушку, обедающий был в полусидячем, полулежачем положении. Оба человека, помещавшиеся на одном и том же ложе, возлежали друг к другу спиной; возможно, что они, опираясь на одну и ту же руку и с.138 придвигая ее то к спине, то к груди, могли придавать различные положения своему телу.
Количество лож и столов было различно. Чтобы приблизить приглашенных насколько возможно друг к другу, ложа расставлялись вокруг стола то полукругом, то в виде подковы. Столы, имевшие вначале квадратную форму, а позже круглую, были немного ниже ложа. Для каждого ложа полагался один стол. В распределении мест соблюдался известный порядок. По правую руку хозяина дома находилось самое почетное место, а самое отдаленное от него было и наименее почетным. Часто из-за мест между приглашенными возникали споры, и Плутарх поэтому советует хозяину размещать самому своих гостей.
Входившие гости прежде всего снимали свою обувь, которую вновь одевали уже уходя. Рабы обмывали всем ноги и иногда опрыскивали духами, потом подавали воду для мытья рук. Тогда только вносились столы, на которых все было уже совершенно приготовлено. Гостю надо было только протянуть руку, чтобы взять кусок, лежащий на блюде. Ни вилок, ни ножей не было, ложкой пользовались только для жидких блюд и соусов, но и ее часто заменяли коркой хлеба. Почти все ели пальцами. У греков не употреблялись также ни скатерти, ни салфетки; пальцы вытирали мякишем хлеба или особым тестом, которое скатывали между пальцами в шарики.
Каждый приглашенный мог приводить с собой своих рабов; в противном случае ему прислуживали рабы хозяина. Всеми этими слугами управлял человек, носивший наименование ἐφεστηκώς или τραπεζοποιός. В некоторых домах было правилом, чтобы повар представлял своему хозяину список блюд. Обед в собственном смысле состоял иногда из нескольких блюд и назывался πρῶται τράπεζαι; десерт же вместе с началом пира носил название δεύτεραι τράπεζαι. Эти наименования произошли благодаря тому, что в промежутке меняли столы.
Мы плохо осведомлены относительно общего порядка греческого парадного обеда. Кажется, у греков не было с.139 обычая, по крайней мере, до времен Империи33, начинать обед холодными закусками со сладкими винами, как это делалось у римлян. До этой эпохи греческий обед обыкновенно начинался блюдами, возбуждающими аппетит, причем они могли и не быть непременно холодными. Далее подавалось мясо, рыба, зелень и соусы всех видов; эти блюда составляли πρῶται τράπεζαι. Затем рабы приносили воду и полотенца; пирующие душились, украшали себя цветами и совершали возлияния в честь Доброго Гения, выпивая глоток чистого вина. После этого столы уносились, а на их место расставлялись другие с приготовленным уже на них десертом.
Так кончался δεῖπνον, и пирующие приступали к συμπόσιον. Только с этого момента начинали пить. Все предшествующие блюда назывались ἐδέσματα, а блюда десерта — τρωγάλια.
В более древнюю эпоху десерт отличался большой простотой, но в македонский период34 он представлял собою как бы другую трапезу с дичью и домашней птицей; к нему же подавались также сухие или свежие фрукты, а затем и сыр. Для возбуждения жажды употребляли чеснок, лук, соль, смешанную с тмином или с другими травами, и соленые пироги с пряностями. Были в ходу и печенья. Аттика славилась своими пирожными на меду, вместо сахара; пирожные эти делались с сыром, с маком и с кунжутом.
Понятно, что роскошь стола была не всегда и не везде одинакова. В V веке утонченные блюда еще совершенно не были известны в Греции. Афиняне до владычества Александра Македонского славились своей умеренной и простой жизнью, которую вели даже богатые. Беотийцы же, наоборот, любили всякие пышные пиршества и хороший стол. Сибарис и города Великой Греции35 еще более развили эти вкусы. Спартанцы, в течение долгих веков с.140 отличавшиеся умеренностью, ко второй половине III века не уступали в роскоши стола ни одному греческому городу. (Ch. Morel. Dict. des antiquités, т. I, стр. 1272—1276).
17. Цены на съестные припасы.
Хлеб.
В конце VI века до Р. Х. около 17 коп. за четверик.
В конце V века до Р. Х. около 65 коп. за четверик.
В 393 г. до Р. Х. около 50 коп. за четверик.
В середине IV века до Р. Х. около 65 коп. за четверик.
В эпоху Демосфена около 85 коп. за четверик.
В начале III века до Р. Х. около 1 р. 10 коп. за четверик.
Впрочем, цены могли сильно колебаться по годам и даже месяцам.
Вино.
Хиосское вино (V в. до Р. Х.) около 11 р. 50 к. ведро.
Другое тонкое вино 2 р. 25 к.
Аттическое вино (IV в.) 45 к.
Другое обыкновенное вино 85 к.
Фракийское вино 22 к.
Масло.
В Лампсаке — около 4 руб. ведро.
В Афинах (IV века) — около 90 к. ведро.
На о. Делосе (282 г. до Р. Х.) — 3 р. 50 к. ведро.
В эпоху Сократа ведро маслин стоило около 15 к.
Рыба.
Угри из Копаидского озера в конце V в. — по 3 драхмы (около1 р. 10 к.).
с.152 Морской угорь — 10 оболов (около 60 коп).
Голавль — 8 оболов (около 48 коп.).
Зубчатка — 8 драхм (около 3 руб.).
3 прекрасных каракатицы — 1 драхма (около 37 коп.).
Особый сорт ракушек для еды — 7 халков (около 5 коп.).
Особый вид моллюсков — 4 обола (около 24 коп.).
Кусок морского ежа — 1 обол (около 6 коп.).
Соленая рыба — 5 халков (около 4 коп.).
Кусок маринованной скумбрии — от 2 до 3 оболов (около 12—18 коп.).
Мясо (даются цены живого скота).
1. Бык. В VI веке обыкновенный бык продавался за 5 драхм (около 1 р. 85 к.). В 410 г. до Р. Х. цена быка равнялась 51 драхме (около 19 р.), а в 374 г. — 77 драхмам 2 оболам (около 28 р. 60 к.). Немного позднее цена поднялась, вероятно, до 100 драхм (около 37 рублей).
2. Баран. В начале VI века баран продавался за 1 драхму (37 коп.); в начале III века небольшой баран ценился в 10 драхм (около 3 р. 75 коп.).
3. Свинья. В 413 году молочный поросенок стоил 3 драхмы (около 1 р. 10 к.).
Дичь и домашняя птица.
Куропатка — 1 обол (около 6 к.).
Блюдо дроздов — 1 драхма (около 37 к.).
Вертел из семи зябликов — 1 обол (около 6 к.).
Сойка — 1 обол (около 6 к.).
Ворона — 3 обола (около 18 к.).
(Составлено по Böckh. Économie politique des Athéniens, книга I, гл. XV—XVII; Caillemer. Mémoires de l’Académie de Caen, 1877 г., стр. 606 и сл., 1878 г., стр. 450 и сл.; и Guiraud. La propriété foncière en Grèce, стр. 559—561).
http://ancientrome.ru/publik/article.ht ... 406707#o12Спарта сопротивлялась значительно дольше вторжению кулинарных тонкостей. Поварам в Спарте позволялось приготовлять только самые простые мясные блюда, и Элиан уверяет, что даже за попытку ввести что-либо изысканное их изгоняли из города. (Pottier. Dict. des antiq. т. I, стр. 1499—1501)
Про суровые времена Спарты факт, наверное, общеизвестный, но хочется все же напомнить. В Спарте существовала система казарменного общепита, имевшая своей целью удержание граждан от изнеженности и излишеств. Плутарх упоминает суровый «спортпит» спартанцев, известную «чёрную похлебку» из чечевицы, свиной крови и уксуса:
«Больше всего спартанцы ценят так называемую черную похлебку, так что старые люди даже не берут свой кусок мяса, но уступают его юношам. Говорят, что сицилийский тиран Дионисий купил спартанского повара и приказал ему, не считаясь ни с какими расходами, приготовить такую похлебку. Однако, попробовав, он с отвращением ее выплюнул. Тогда повар сказал: «О царь, чтобы находить вкус в этой похлебке, надо, искупавшись в Евроте, подобно лаконцу, проводить всю жизнь в физических упражнениях»