Адрес: ул. Б. Очаковская 32 Москва Россия

Пищевое поведение: виды ПП, формирование пищевого поведения

Пищевое поведение: виды, симптомы расстройств – здоровое пищевое поведение, нарушенное (НПП) и расстройство (РПП).

Обсуждение статей по психологии как желтой, так и серьезной прессы
Аватара пользователя
Анна Камитова
Участник форума
Участник форума
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 29 май 2020, 20:38
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 30 раз

Пищевое поведение: виды ПП, формирование пищевого поведения

Непрочитанное сообщение Анна Камитова »

Пищевое поведение: виды ПП, формирование пищевого поведения
Люди несколько раз в день встают перед выбором: что есть, когда и сколько. В отличие от предков, чьей основной задачей был поиск пищи, которая давала бы энергию и питательные вещества, нам сейчас сложнее. Мы уже едим не только для того, чтобы получить необходимые нутриенты и с ними калории, но и для удовлетворения связанных с приемом пищи иных потребностей. В большинстве регионов еда относительно дешева, разнообразна и в любое время суток доступна. Процесс питания стал неразрывно связан с настроением и эмоциями [1]. Вместе с этим участились случаи отклонения пищевого поведения от нормы. Разберемся в статье, когда его считать здоровым, а когда нарушенным или даже достигшим уровня расстройства.
3-_1_.webp

Когда люди испытывают дефицит энергии, они ощущают голод, который побуждает их к поиску еды. А когда съедено достаточно пищи, поступает сигнал о том, что трапезу необходимо прекратить, то есть приходит сытость. Тем не менее на эти сигналы человек может отвечать иначе: допустим, терпеть голод или продолжать есть, несмотря на насыщение. Например, возможно переедание в компании друзей или отказ от ужина из-за приверженности к модной диете.

Если рассматривать человека в рамках биопсихосоциальной модели, то на его пищевое поведение будут оказывать влияние следующие факторы:

- Биологические: голод, сытость, аппетит и вкус.
- Психологические: настроение, стресс, чувства и эмоции.
- Социальные: культура и религия, реклама, семья и сверстники.
- Экономические: стоимость, доход, доступность.
- Физические: навыки приготовления пищи и время приема.
- Убеждения и знания о питании.

Пищевое поведение представляет собой спектр поведенческих и мотивационных составляющих. На нем мы можем выделить три отрезка: здоровое пищевое поведение, нарушенное (НПП) и расстройства пищевого поведения (РПП).
2-_2_.webp
Рассмотрим каждое подробнее.
Здоровое (нормальное) пищевое поведение
Эллин Сэттер, американский диетолог и психотерапевт с 40-летним опытом работы, считает нормальным следующее поведение:
Садиться за стол с чувством голода, есть до ощущения сытости и останавливаться, потому что действительно достаточно, а не потому, что «так нужно».
- Выбирать еду, которая нравится, и съедать ее.
- Выбирать питательную еду, но не переживать из-за этого и не ограничивать жестко себя, чтобы пропадало удовольствие от еды.
- Разрешать себе есть, потому что грустно, скучно или просто вкусно.
- Есть три раза в день, или четыре, или пять, можно даже с перекусами. Оставить печенье нетронутым, потому что «оно никуда не денется». Или съесть лишнего, потому что у продукта невероятный вкус.
- Иногда переедать или недоедать, доверять сво-ему телу и совершать ошибки в выборе еды [2].
То есть нормальное питание требует внимания, но не отнимает время у других сфер жизни. Одним словом, оно гибкое.

Расстройства пищевого поведения

Бывают обстоятельства, при которых пищевое поведение отклоняется от нормы. Если отклонения серьезны, то психиатр может диагностировать РПП.
РПП можно разделить на две категории:
- Не связанные с обеспокоенностью весом или фигурой. Например, пикацизм (поедание несъедобных веществ), расстройство руминации (пережевывание еды, проглатывание и умышленное ее срыгивание).
- С выраженной обеспокоенностью весом и фигурой. Сюда относятся нервная анорексия, булимия, компульсивное переедание, бигорексия (озабоченность формой тела, стремление быть гипертрофированно мускулистыми) и пр.
РПП, помимо их негативного влияния на соматическое здоровье, подчиняют всю жизнь человека себе. Люди с РПП могут отказываться от социальных активностей, если предполагают, что на мероприятии будет «запрещенная» еда; у них вытесняются другие важные сферы, например работа и учеба, личные отношения; подтачивается самооценка. Человек находится в плену стыда, вины, искаженного восприятия своего тела, многочисленных пищевых правил и необоснованных запретов.
Вокруг РПП есть много заблуждений, таких как романтизация заболевания, ассоциация с подростковым возрастом, с женским полом и определенным уровнем дохода, праздностью и чем-то несущественным, что «само пройдет». Однако РПП – это группа серьезных, смертельно опасных, заболеваний. Так, летальность от нервной анорексии доходит до 15% [3].

Кроме того, более чем 97% людей с РПП имеют одно и более сопутствующих заболеваний:
- 94% – расстройства настроения, включая депрессию;
- 56% – тревожное расстройство;
- 20% – обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
- 22% – посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР);
- 22% – злоупотребление психоактивными веществами, в том числе алкоголем [4].

Постановкой диагноза занимается только психиатр, а лечением – полипрофессиональная команда. Согласно этическому кодексу ОО «НР», нутрициолог не может работать с клиентом с РПП без сопровождения психиатра либо клинического психолога [5].

Нарушенное пищевое поведение
Если крайние отрезки на шкале пищевого поведения – это норма и РПП, то посередине находится НПП. Иногда человек ошибочно принимает нарушение за расстройство. Так какая разница между НПП и РПП?
РПП – это группа медицинских диагнозов, которые имеют определенные критерии, такие как частота эпизодов переедания или очистительных мер. А НПП – это дисгармоничные отношения с едой и со своим телом, симптоматика которых не достигла клинического размаха РПП. Примерами НПП могут быть увлеченность разгрузочными днями, деление продуктов на «хорошие» и «плохие», эпизодические спортивные тренировки ради похудения и пр.
В обществе существует культ красивого тела, который влечет за собой одержимость весом, диетами и физическими упражнениями. Распространенность НПП поразительна: до 50% населения демонстрируют сложные отношения с едой, телом и физическими упражнениями. РПП обнаруживаются гораздо реже – от 1 до 5% в популяции.
При диагностике врач обращает внимание на поведение, степень одержимости и влияние на другие сферы жизни. То есть разница между НПП и РПП в тяжести симптомов, их частоте и в том, насколько человек страдает от нездоровых отношений с едой. Люди с НПП подвержены опасности развития полномасштабного РПП и более вероятно будут иметь в анамнезе депрессию и/или тревожность, а также будут иметь эти риски в будущем [6].
Здоровье и благополучие клиентов – безусловный приоритет для нутрициолога. РПП – это сложные мультифакторные заболевания, симптоматику которых люди порой тщательно маскируют из-за вины и стыда за тело. Если нутрициолог видит, что у его клиента может быть РПП, то незамедлительно должен направить его к психиатру или клиническому психологу. Лучше лишний раз перестраховаться, чем пропустить расстройство.

1-_2_.webp
Автор: Анна Камитова, нутрициолог, специалист по коррекции веса и психологии пищевого поведения

Статья опубликована в PDF приложении Журнала за Август 2022 года. Приложение к сетевому изданию "Nutritiologists”. Август 2022 (2)


Источники:

1. Vögele C., Gibson L. (2010). “Mood, emotions and eating disorders,” in Oxford Handbook of Eating Disorders. Series: Oxford
Library of Psychology, ed. Agras W. S. (New York: Oxford University Press), 180–205
2. Ellyn Satier «What is normal eating» https://www.ellynsatierinstitute.org/wp ... Secure.pdf , 2018
3. Mortality Rates in Patients With Anorexia Nervosa and Other Ea􀆟ng DisordersA Meta-analysis of 36 Studies, 2011
4. Кодекс профессиональной этики нутрициолога Российской Федерации, ОО «Нутрициологи России», ред. от 28.12.2021
5. «Disordered Eating or Eating Disorder: What’s the Difference? More subtle forms of disordered eating can also be dangerous»reviewed by Ekua Hagan, Psychology today, 2014
6. Tagay, S., Schlotibohm, E., Reyes-Rodriguez, M. L., Repic, N., & Senf, W. (2014). Eating disorders, trauma, PTSD, and psychosocialresources. Eating disorders, 22(1), 33-49.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось Наталья Меньшикова 02 сен 2023, 12:54, всего редактировалось 1 раз.
Причина: не указана
Donat

Вернуться в «Новости психологии»

Всего 1 посетитель :: 1 зарегистрированный, 0 скрытых и 0 гостей

Больше всего посетителей (147) здесь было 01 дек 2019, 18:14

Сейчас этот форум просматривают: Claude [AI Bot] и 0 гостей


Легенда: Члены ОО "НР"