Ребенок отказывается от еды
В прошлый раз мы коснулись вопроса знакомства ребенка с едой и вкусами, сегодня поговорим о том, когда ребенок отказывается есть дома в принципе. Бывают даже запросы на то, что в саду/школе/гостях он ест отлично, а вот дома - ничего, даже с учетом профилактики по предыдущим пунктам.
Здесь важно проанализировать не только предлагаемый рацион, но и атмосферу вокруг пищи.
Как родители реагируют, если ребенок хочет, ему не нравится, если он что-то разлил.
Не ест ли ребенок всегда отдельно от всей семьи (потому что так удобнее взрослым).
Не решаются ли за семейным ужином текущие семейные или рабочие вопросы на повышенных тонах.
В редких случаях могут быть нюансы и в самом детском саду - страх перед "железной рукой", например.
Эмоции родителей крайне важны. Понаблюдайте за собой критическим взором.
Не заставляете ли Вы ребенка доедать всё до последней крошки.
Не давите ли Вы на него, или не пытаетесь ли манипулировать?
Не слишком ли Вы строги к маленькому человеку? Например, то самое размазывание еды по тарелке, столу, стулу и всем ближайшим поверхностям - это нормальное течение развития малыша, так он знакомится не только с вкусом, но и со свойствами пищи, изучает мир. Но, не скрою, что я как раз та самая мама, которой оооочень трудно давался этот период.
Бывает так, что ребенок готов есть самостоятельно, но родители не дают, потому что "я покормлю быстрее, аккуратнее". А бывает и наоборот - в период возрастных изменений или адаптации в детском саду малышу очень хочется повышенной заботы дома. Он просит маму покормить его "как раньше", но получает отказ, ведь "ты уже взрослый".
Немаловажный момент - все ли авторитетные взрослые придерживаются одной линии поведения и воспитания. Например, очень часто бывает так: мама на ПП, делит еду на вредную и полезную, детей кормит "здоровым" рационом. Тем временем папа любитель сосисок и пельменей, ест всегда отдельно, мама считает, что ребенок этого не видит. А ещё есть бабушка, которая забирает его 3 раза в неделю на тренировку, и у нее всегда есть те самые жаренные домашние пирожки с повидлом для любимого внука "ТолькоМамеНеГовори". В этом случае вполне вероятно, что может быть и перекос в сторону поведения "любимого" взрослого, а может быть и полный отказ от еды, потому что малыш просто запутался, кого же ему слушать.
Детки и семьи очень разные, важно учитывать индивидуальные колебания, не равняться на соседа или подругу. Пробовать разные техники, подходы, анализировать. Но главное, в первую очередь, родители должны быть спокойны и в ресурсе.
Что еще можно сделать для формирования и развития эмоционального аппетита?
Вместе планировать рацион на день-два. Спрашивать ребенка, чтобы он хотел на ужин, но спрашивать мудро. Например, "сделаем рагу, рыбу или те котлетки? Какую кашу сварить на завтрак - кукурузную, дружбу или пшеничную?". Малыш будет чувствовать себя в процессе, его мнение станет важным для семьи. И всегда будет ощущения "это блюдо выбрал я сам".
Вместе ходить в магазин. Это не только полезно в плане финансовой и социальной грамотности, но и помогает детям подружиться с продуктами. Возможно именно тут Вы узнаете, что он не яблоки не любит, а просто ему зеленые не нравятся, когда он сам возьмет с витрины саааамое большое красное. Или помидоры черри покажутся ему куда более съедобными, чем те мясистые азербайджанские. Можно сыграть в игру "соберем радугу" или "кто найдёт всё по списку". С возрастом начинаем вместе читать сроки годности, затем состав, а затем и ценники. Ну а то, что выбрал и купил сам есть точно хочется охотнее.
Вместе готовить. Дети оооочень любят повозиться на кухне. Но вот многие родители редко им это позволяют. Чаще всего потому что "обожжется, порежется, тяжелое, я сделаю быстрее, потом мыть кухню". Тем не менее это не только навык и совместный досуг, но и интерес съесть то, что приготовил сам.
ребенок не ест в саду / школе - читайте в следующем посте