Сегодня я предлагаю поговорить о школах нутрициологии. Нутрициология только начала формироваться как наука, и у данной специальности нет ни ФГОС, ни профессионального стандарта, от чего каждый обучает, как считает нужным. А нужным все считают, естественно, прибыль. Некоторые школы имеют миллиардные доходы, и в 2022 году даже стали оплачивать дополнительные сервисы сокрытия доходов в интернет-пространстве.
Вы можете подумать, что зависть - плохое чувство, но нет, мы хотим обратить внимание отнюдь не на это. Большая прибыль означает большой поток клиентов, тоже кажется, «ну, значит хорошо работают маркетологи». Давайте сначала разберемся, каких выпускают специалистов, чем они чаще характеризуются и в результате чего так происходит.
В наши чаты ОО НР часто приходят выпускники «интегративных», «превентивных» и прочих научно не доказанных школ и подходов. Когда мы задаем простой вопрос: «почему вы выбрали именно эту школу?», чаще всего в ответ мы слышим: «желание лечить людей». То есть данные школы обещают, что из людей без медицинского образования в короткие сроки, а 2 года - это тоже короткий срок для медобразования, они подготовят и дадут сакральные знания. Внушают мысли о теории заговоров, что врачи не нацелены лечить, что вся медицина создана, чтобы зарабатывать на людях, приводят примеры.
Идет призыв к сильным эмоциям, но о них чуть позже. Эмоции и знания никак между собой не коррелируют, поэтому, когда у таких выпускников просят предоставить доказательства их гипотезы, они не могут чаще всего этого сделать, потому что весь процесс обучения и подкрепления гипотезы был построен не на фактах, а на эмоциях. И отсюда мы получаем "синдром утенка".
Смотрите, когда нам в детстве мама говорит «не ходи под дождем без зонтика облысеешь», мы же не отвечаем «дай пожалуйста научные исследования по связи гуляния под дождем и облысения», мы верим на слово – это мама, а мама обманывать не может. Встречаемся мы с Петей, а у Пети такой информации не было и он гулял под дождем. Мы ему сообщаем, что у нас есть информация от мамы, что можно облысеть. Что делает Петя? Петя идет к своей маме, а та говорит «да ты что! Такого не бывает», и тут мы с Петей начинаем спорить, причем сильно, возможно, до прекращения дружбы.
Почему это происходит? Потому что единственное доказательство, которое у нас есть - это слова мамы, и больше никаких исследований, фактов и прочего. В чем была мотивация мамы? Мама боялась, что мы промокнем, заболеем и ей придется идти на больничный, чтобы сидеть с нами. Поэтому была ложь во благо и «продажа идеи» на эмоциях, в частности, на страхе.
Поэтому люди, проходящие обучения там, где нет четкой доказательной базы, а идет объяснение материала через эмоции (рассказывание сакральных знаний, только вам и только сейчас), похожи на сектантов. Отстоять в доказательной форме, а не на эмоциях, свои гипотезы подобные люди не могут, и все переходит в формат нашего примера: «Петька, ты что, хочешь сказать, что моя мама ошибается? Моя мама ошибаться не может». «Утенку» очень сложно психологически признать, что мама была не права.
А теперь давайте разберемся, как взрослых людей превращают в детей, и как так получается, что у нас появляется «мама» в профессиональном смысле.
Школы, о которых мы говорим, используют методы нейролингвистического программирования и гипноза. Расставляются «крючки» во многих местах, не один, не два и не три. Давайте рассмотрим, как же это происходит:
1. Попадая на страницу таких школ, чаще всего вы можете видеть «основателя» и много счастливых людей рядом. Формируется установка: «этому человеку уже многие доверяют, им хорошо, я хочу быть принадлежным к этому обществу», и вы начинаете изучать его
2. В формате оффлайн мероприятий, проводимых данными организациями, они будут похожи на шоу, которое гипнотизирует вас. Могут использоваться в процессе шоу танцы, например, одинаковые простые движения, выполняемые группой лиц, погружает в транс и отключает критику сознания, дальше все, что будут говорить, показывать на экранах – все будет идти на прямую к бессознательному
3. В подаче информации используются неопределенные фразы. Например, «чаще всего люди в процессе похудения могут испытывать сложности», но какие люди, как они худеют, какие сложности? Что делает наш мозг, когда слышит неопределенные фразы? Он достраивает ассоциациями, имеющимся личным опытом недостающую информацию. В связи с этим она моментально воспринимается как истинная, и именно поэтому «утята» не могут привести доказательную базу, потому что не отрефлексировали этот момент, и на самом деле понимают, что единственное, что они могут сказать: «у моей бабушки\дочки\подруги было так же». Но мы понимаем, что «бытовая» наука и «бытовая» нутрициология не имеет ничего общего с научно-доказанным подходом. И тут мы переходим в состояние ребенка - становится горько, обидно, и в ответ начинаются комментарии в виде «доказательные вы мои», «вы не открыты ни к чему новому» и прочие проявления агрессии в стремлении защитить «свою маму»
4. Использование триггерных тем, соотносящихся, опять же, с чувством вины, потребностями быть «хорошей» и закрыть гештальты. «Ключ к здоровью вашего ребенка», «Хорошая мама должна знать все об аллергиях» - реакция какая? Я ничего о них не знаю, я что плохая? Надо срочно все узнать, чтобы быть хорошей. «Грамотный нутрициолог = высокооплачиваемый нутрициолог» - как мы реагируем? Правильно: «уже как месяц\полгода\год отучилась, а до сих пор подружек консультирую бесплатно, это наверное потому, что я действительно плохой нутрициолог. Так, а как они там предлагают стать грамотным?». И опять продажа сакральных знаний
5. В моменте обучения, бесплатных вебинаров используют метод «трех да». Расскажем на примере: Начинается все чаще всего с того, что знает любой школьник: «человек состоит на 65% из воды» - вы мысленно говорите «да». Далее, «вода - основа жизни всего живого» - вы мысленно говорите «да». "Человек не может существовать без воды около недели" - вы мысленно говорите «да». Вы три раза сказали "да", значит тот, кто дает вам информацию, вам не врет, он говорит правду. Защитные механизмы, критика снижаются, далее происходит погружение в трансовое состояние. Для этого может использоваться шокирующая информация. Например, «вы знаете состав питьевой воды из под крана?». Далее приводят шокирующие данные исследований, цифры и то, как это вредит здоровью. Все, вы в трансе, потому что использовался еще один метод погружения в транс - «насыщение». Вам дают такое количество информации, цифр, данных, которые не возможно быстро проанализировать. Уровень доверия повышается. И опять же, в обычной жизни вы не можете повторить это.
Далее человеку, находящемуся в трансе, необходимо дать решение: чаще всего это переход к подаче сакральной информации. Напоминаем, критика получается отключена - «никто не говорит об этом, но этот метод используется давно, вам для того, чтобы сохранить здоровье, нужно пить воду водородную\щелочную\дистиллированную». Далее предлагаются методы ее получения, например, заморозить, разморозить только прозрачный слой. Очень простое решение, но как наморозить такое количество воды на всю семью? Далее предлагается еще более простое решение: какая-нибудь добавка, или очистительная система, или еще что-то, и идет допродажа. После этого будут снова подключаться танцы или какие-то тактильные методы, самомассажи, поющие чаши – все что угодно, чтобы углубить ваш транс.
Выйдя из транса вы чувствуете себя хорошо, бодрым, отдохнувшим, и тем самым уровень доверия увеличивается еще больше. Но при работе в трансе и постоянном его углубление возникает амнезия. То есть всю информацию вы помните на уровне чувств и эмоций: вам было хорошо, вы «чувствуете», что это правильно, но так как ваше сознание было отключено, то привести доказательную базу гипотез вы не можете, вы в принципе помните что были таблицы, какие то факты, и вроде много, но где они и кто проводил их конечно не помните. И именно поэтому и происходит агрессия, когда просят доказать - «я же их видела своими глазами», а по факту никто не знает, что это были за исследования, существует ли такой ученый, лаборатория. Единственная цель была - погрузить вас в транс и сделать продажи.
6. Собираются чаты сразу после обучений, где люди находясь в этом состоянии эйфории после транса, делиться своими чувствами и эмоциями. В этих отзывах часто отсутствует конкретика, но много ярких эмоций. За счет них делается следующий набор, потому что человеку хочется испытать такие же классные эмоции, тоже быть причастным, тоже быть там. И могут делаться в этих же группах допродажи дополнительных курсов, пока люди не вышли из транса, пока эйфория не отпустила.
Как видим, это получается шоу с реальными нейролингвистическими методами программирования. Можно ли это назвать обучением, а выпускников специалистами? Скорее всего, все таки, это участники хорошо спродюсированного шоу. И при этом многие владельцы подобных школ либо имеют продюсеров, либо сами в прошлом занимались проведением мероприятий или шоу бизнесом.
Вы спросите, а как же документы об образовании? А во многих школах их и не выдают. Дают в основном памятные дипломы, сертификаты и прочие сувениры. А ещё на местах сидят люди, которые, во-первых, так же подвержены программированию и, во-вторых, вопрос коррумпированности в нашей стране не закрыт до конца.