Данная вводная информация позволяет заглянуть в философию, а затем и в питание как в науку, так как это не неразделимые понятие,и доказательная наука в том числе является тем катализатором с помощью которой и строятся все национальный рекомендации по питанию. Тем не менее вокруг "хайпового" явления современного питания сплотились разные "лица" которые представляют из себя посланников науки и стараются накормить населениею по своему образу и подобию, зачастую и не имея к этому отношения все равно рассказывают как питаться, сколько и что употреблять. Совершенно пренебрегая элементарными принципами питания человека позволяют себе "Удалять" или настойчиво "указывать" на употребление того или иного продукта или их соотношения считая это последней истинной в последней инстанции. Ввиду того что в стране официально, питанием человека занимается конкретный специалист - ДИЕТОЛОГ, не смущает "всем" и "вся" вмешиваться в питание людей и на свой лад указывать на те или иные изъяны в питании не имея при этом на то определенных компетенцияй (но об этом позже).Нутрициология как ветка в науке в России весьма молодая. Нутрициология, или наука о питании,
— это наука о пище, пищевых веществах и других компонентах, содержащихся в продуктах питания, их действии и взаимодействии,
их роли в поддержании здоровья или возникновении заболеваний, о процессах их потребления, усвоения, переноса, утилизации
(расходования) и выведения из организма. Кроме того, наука о питании изучает, как и по каким мотивам человек выбирает пищу и как
этот выбор влияет на его здоровье. Из определения науки о питании следует, что она состоит из двух направлений. Первое направление связано с производством и организацией доставки и потребления пищи человеком. Другое направление является органической частью чисто медико-биологической отрасли знаний и изучает процессы метаболизма и усвоения пищевых веществ и их действие на организм. Это направление включает в себя физиологию питания. Однако в настоящем руководстве физиология питания будет рассматриваться в едином целом как та часть науки о питании, которая изучает круг проблем, связанных с непосредственным взаимодействием пищи как объекта окружающей среды с организмом человека. Это взаимодействие и взаимопроникновение науки о пище и физиологии живого организма
является основной идеей настоящего издания. Это подразумевает, что физиология питания
включает не только процессы усвоения пищи, но и закономерности, по которым человек должен выбирать пищу для сохранения
здоровья и предупреждения основных заболеваний, в возникновении которых играет роль неправильное питание. В истории развития мировой и отечественной науки о питании первым родилось представление о сбалансированном или рациональном питании, которое включало в себя представление о пище как источнике энергии и пищевых веществ, призванных гарантированно предупредить развитие дефицита энергии или незаменимых пищевых веществ. С познанием роли питания в возникновении хронических заболеваний современного человека приобретает все большее распространение термин «здоровое питание», подразумевающий не только удовлетворение физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, но и включающий понятие о профилактическом действии пищи или, с другой стороны, о пище как факторе риска хронических неинфекционных заболеваний.
1. Питание является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни человека.
2. Наука о питании изучает свойства пищи и содержащихся в ней пищевых веществ, их действие и взаимодействие, усвоение организмом,
их роль в поддержании здоровья или риске возникновения заболеваний.
3. Главное предназначение пищи - обеспечение организма пищевыми веществами и энергией. Пищевые вещества — это химические
вещества — составные части пищевых продуктов, которые используются для построения и развития органов и тканей, а также для получения энергии.
4. Запасы пищевых веществ в теле ограничены и при недостаточном поступлении их с пищей наступает их истощение, приводящее к различным заболеваниям или смерти.
5. Вовлечение в питание новых природных растительных и животных источников пищи, изменение характера питания и способов обработки пищевых продуктов явились одними из значимых факторов эволюции человека.
К слову хотелось бы разобрать некоторые аспекты специалиста и его обязанности и сферы компетенций которые входят в должностные инструкции в кратком изложении которая представлена ниже.
Незамысловатые обязанности в данной инструкции показывают все полноту ответственности и границы компетенции данного специалиста в сфере питания человека!Должностная инструкция врача-диетолога [наименование организации, учреждения] Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Врач-диетолог относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. Врач-диетолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. На должность врача-диетолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", послевузовское профессиональное образование (ординатура) по специальности "Диетология" или профессиональную переподготовку по специальности "Диетология" при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Педиатрия", "Терапия", "Гастроэнтерология", без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Врач-диетолог должен знать:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации службы лечебного питания в стране;
- основные принципы лечебного питания;
- организацию лечебного питания в больницах, санаториях, санаториях-профилакториях, медико-санитарных частях;
- организацию питания на промышленных предприятиях, в учебных заведениях;
- организацию питания в учреждениях общественного питания, диетцентрах, центрах оздоровления;
- организацию лечебного питания в здравницах, при семейном отдыхе с детьми, в спортивно-оздоровительных комплексах;
- организацию лечебного питания в домашних условиях;
- финансирование питания;
- оборудование пищеблоков, санитарно-гигиенические требования к планировке пищеблока, хранению, приготовлению и реализации продуктов и блюд;
- биологическую и пищевую ценность пищевых веществ и пищевых продуктов;
- концепцию сбалансированного питания, теоретические основы учения о рациональном питании;
- концепцию сбалансированного питания и медицинские аспекты продовольственной программы страны;
- концепцию сбалансированного питания и физиологические нормы потребления продуктов;
- биологическую и пищевую ценность пищи, пищевую плотность рациона, зависимость между усвоением пищи и степенью сбалансированности ее химического состава;
- продовольственную ситуацию и показатель заболеваемости;
- гигиенические требования к качеству пищевых продуктов и их экспертную оценку;
- нормы потребления продуктов питания;
- нормы потребления продуктов питания для детей и подростков;
- питание пожилых и престарелых лиц;
- питание лиц, занимающихся физическим и умственным трудом;
- питание спортсменов;
- питание беременных женщин, рожениц, кормящих матерей;
- принципы индивидуального питания;
- основы рационального лечебного и лечебно-профилактического питания; - принципы питания при заболеваниях внутренних органов, при хирургических заболеваниях;
- характеристику диет;
- питание при экстремальных ситуациях, в период стихийных бедствий;
- характеристику базисных диет;
- нормы питания больных в день, продуктовый набор;
- гигиенические требования к продуктам и блюдам, их экспертную оценку;
- расчет химической и энергетической ценности блюд;
- особенности технологии приготовления блюд и кулинарных изделий с повышенной биологической активностью и пониженной энергетической ценностью в пищеблоке и в домашних условиях;
- основные требования к меню;
- профилактику пищевых отравлений;
- классификацию и анализ пищевых отравлений;
- клинику пищевых отравлений, первые меры помощи;
- основы трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка; - правила по охране труда и пожарной безопасности.
2. Должностные обязанности
На врача-диетолога возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Организация и применение лечебного питания во всех отделениях учреждения.
2.2. Назначение диеты больному и осуществление контроля за соответствием назначенной диеты нозологической форме болезни и периодам ее течения.
2.3. Осуществление контроля за деятельностью врачей учреждения по назначению рационального и лечебного питания.
2.4. Консультирование больных по вопросам рационального и лечебного питания.
2.5. Анализ эффективности лечебного питания.
2.6. Осуществление систематического контроля за санитарным состоянием пищеблока.
2.7. Осуществление контроля за составлением меню, картотеки блюд, приготовляемых для больных, меню-раскладок.
2.8. Расчет химического состава рациона-диеты.
2.9. Осуществление контроля за соблюдением порядка выписки питания больным, приема продуктовых передач.
2.10. Организация систематического повышения квалификации медицинских работников и работников кухни.
2.11. Организация проведения техминимума среди технического и обслуживающего персонала.
2.12. Проведение санитарно-просветительной работы по вопросам рационального питания среди населения, больных.
2.13. Оформление необходимой медицинской документации.
2.14. Руководство работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала.
2.15. Составление отчета о своей работе, проведение ее анализа.
2.16. Соблюдение правил и принципов врачебной этики.
2.17. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Врач-диетолог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию и документы от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.
3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.4. Контролировать в рамках своей компетенции работу среднего и младшего медицинского персонала, отдавать им распоряжения и требовать их четкого исполнения.
3.5. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.6. Представлять на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию своей работы и работы учреждения.
3.7. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.8. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Врач-диетолог несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
ГОРЕ-ГУРУ-СПЕЦИАЛИСТЫ по питанию всех калибров и мастей и 1% не знают чем они занимаются и где их границы компетенции!
Более подробно данный вопрос был раскрыт здесь: --->>> viewtopic.php?f=6&t=498Современная научная концепция рационального сбалансированного питания создана с целью сохранения и укрепления здоровья, улучшения работоспособности и спортивных результатов. Термин «рациональное сбалансированное питание» предпочтительнее таких неточных и эмоционально окрашенных формулировок, как «правильное» или «здоровое» питание, поскольку представления о правильном у каждого человека свои, а понятие здорового питания может сильно отличаться для людей без заболеваний и для имеющих таковые.
Согласно концепции рационального сбалансированного питания главные правила составления рациона заключаются в следующем:
• питание должно обеспечивать поддержание энергетического баланса;
• питание должно быть полноценным, то есть включать все необходимые пищевые вещества — белки, жиры, углеводы, минеральные соединения, воду, витамины;
• пища должна быть доброкачественной и безвредной.
Имеются и дополнительные требования:
• пища должна быть разнообразной — это снижает риск накопления в организме различных вредных соединений, повышает количество поступающих питательных веществ;
• пища должна хорошо усваиваться, вызывать аппетит, обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом. С точки зрения физиологии и психологии очень важны положительные эмоции и хорошее самочувствие после еды;
• должен соблюдаться режим питания. Частота и содержание приемов пищи должны соответствовать физическому состоянию человека, его образу жизни, индивидуальным предпочтениям. Режим питания должен быть достаточно стабильным, чтобы сформировались условные пищеварительные рефлексы.
Далее поговорим об юридических и этических аспектах данного вопроса (границы компетенции, права и обязанности)
Ну что ж, пришло время поговорить о тех границах и рамках в которых заложено ядро работы специалиста в области спортивной нутрициологии (не мед специальностей), фитнес-тренера, консультанта или коуча по здоровому питанию, специалиста по рациональному питанию. (Далее СПЕЦИАЛИСТ)В Российской Федерации вопросами диетологии и лечебного питания занимаются медицинские работники. В рамках первичной медико-санитарной помощи это делают врачи широкого профиля (терапевты, врачи общей практики), а также средний медперсонал. В рамках специализированной медицинской помощи - диетологи и другие узкие специалисты: гастроэнтерологи, эндокринологи и т. д. Именно они работают с людьми, имеющими алиментарнозависимые заболевания, то есть те, на развитие которых влияют характер и режим питания.
В идеале медработники должны заниматься не только лечением заболеваний и вторичной профилактикой (предотвращением обострений и осложнений), но и первичной профилактикой (предотвращением развития заболеваний), а также пропагандой здорового образа жизни. Однако в силу узкой специализации и высокой загруженности медицинские работники недостаточно эффективно обучают население основам рационального питания и профилактики ХНИЗ. Поэтому данные функции могут и должны брать на себя профессионалы фитнеса, к которым люди обращаются именно с целью укрепления здоровья и предупреждения заболеваний. Однако нужно помнить, что сфера компетенции Нутрициолога (не мед специальностей), тренера, коуча по ЗОЖ, консультанта по питанию заканчивается там, где начинается оказание медицинской помощи. Поэтому, предоставляя консультации по вопросам питания, профилактики заболеваний и здорового образа жизни, Нутрициолог (не мед специальностей), тренер, коуч по ЗОЖ, консультант по питанию должен четко обозначить границы своих полномочий. Тот факт, что фитнес - клубы не являются медицинскими организациями и не ассоциируются у клиентов с лечением, облегчает данную задачу. Клиент должен осмыслить озвученные данными специалистами рекомендации; использовать их или нет, он решает самостоятельно или после консультации со своим лечащим врачом. Спортивный нутрициолог (не мед специальностей), фитнес-тренера, консультант или коуч по здоровому питанию, специалист по рациональному питанию не должны настаивать на предложенном им рационе или других моментах, связанных с питанием.
Вопросы, входящие в компетенцию спортивного нутрициолога (не мед специальностей), фитнес-тренера, консультанта или коуча по здоровому питанию, специалиста по рациональному питанию.
Вопросы, не входящие к компетенцию специалиста не имеющего высшего медицинского образования (специалист в области спортивной нутрициологии (не мед специальностей), фитнес-тренера, консультант или коуч по здоровому питанию, специалиста по рациональному питанию)"СПЕЦИАЛИСТ", обладающий необходимыми знаниями в области питания, должен и имеет право:
• знакомить клиентов с правилами рационального сбалансированного питания;
• рассказывать об основных принципах энергетического и пластического обмена, необходимых человеку питательных веществах, а также о влиянии на здоровье их нехватки или избытка;
• рассказывать о группах пищевых продуктов, которые следует включать в ежедневный рацион;
• обучать анализу информации о питательных веществах, имеющейся на продуктовых упаковках;
• знакомить с методами приготовления пищи, способствующими сохранению здоровья;
• обучать использованию мобильных приложений и компьютерных программ, предназначенных для контроля и коррекции рациона;
• обсуждать состав и эффекты спортивного питания и биологически активных добавок, доносить до клиентов мнение ученых по данным вопросам;
• помогать с составлением рациона и плана потребления калорий. При специалисты должны учитывать состояние здоровья человека и указания его лечащего врача. Требуется донести до клиента мысль, что все советы носят не обязательный, а рекомендательный характер, не являются медицинской консультацией и по возможности должны быть согласованы с лечащим врачом. Составленный рацион следует воспринимать исключительно как пример - выбор конкретных продуктов лежит в зоне ответственности клиента;
• помогать воплотить на практике принципы рационального сбалансированного питания и указания врача (при наличии таковых), например, давать советы по организации питания в течение дня, закупке и кулинарной обработке продуктов, способах контроля калорийности потребляемой пищи и т. д. Специалисты могут обсуждать с клиентами данные вопросы во время персональных консультаций, групповых занятий или семинаров. Можно использовать раздаточные материалы (буклеты, листовки), проводить демонстрации приготовления пищи, учебные закупки продуктов и пр. Чтобы грамотно освещать перечисленные моменты, необходимо поддерживать свою квалификацию путем образования и самообразования. Тренер должен быть в курсе современных научных представлений, знать научно обоснованные нормативы по питанию для разных групп населения. Авторитетные организации в сфере питания и фитнеса придерживается мнения, что непрерывное обучение в области рационального питания - неотъемлемая составляющая профессиональной деятельности специалистов по данному вопросу.
Продажа и рекомендация пищевых добавокДанный "СПЕЦИАЛИСТ" не имеет права:
• позиционировать себя как диетолога, поскольку данная специальность подразумевает медицинское образование (вместо этого допустимы такие определения, как «специалист по рациональному питанию», «консультант по здоровому питанию», «специалист в области спортивной нутрициологии» и т. д.);
• советовать клиенту пройти то или иное медицинское обследование с тем, чтобы расшифровывать полученные результаты, ставить на их основе диагнозы
• составлять лечебные диеты при каких бы то ни было заболеваниях;
• давать рекомендации, которые расходятся с назначениями лечащего врача;
• давать рекомендации, которые расходятся с общепризнанными научными представлениями о рациональном сбалансированном питании;
• давать психологические рекомендации, связанные с вопросами питания;
• давать рекомендации, выполнение которых может причинить клиенту вред, даже если сам клиент считает, что такие советы соответствуют его запросам и целям;
• заниматься рекламой и продажей спортивного питания и биологически активных добавок.
Нарушение этих правил может нанести вред здоровью клиента, а также стать причиной дисциплинарных мер и судебных разбирательств в отношении специалиста.
Авторитетные образовательные организации с сфере фитнеса и питания придерживается позиции, согласно которой рекомендация и продажа клиентам биологически активных добавок и продуктов спортивного питания не входит в компетенцию специалистов (тренеров, инструкторов, консультантов).
К настоящему времени зарегистрированы десятки тысяч случаев побочных эффектов от применения пищевых добавок. Недобросовестные производители нередко включают в их состав запрещенные стимуляторы, анаболические стероиды, подавляющие аппетит психоактивные вещества (естественно, не указывая их на этикетке). Кроме того, обычные, вполне качественные компоненты способны вызывать индивидуальную непереносимость или аллергические реакции.
Не имея специальных знаний и не обладая полной информацией о здоровье клиента, специалист может не учесть те или иные аспекты и причинить вред своими рекомендациями. Назначение БАД, выбор дозировок и схем приема находится в компетенции врачей.
Уровень полномочий тренера допускает консультирование клиента по таким вопросам, как состав добавок, заявленные производителем эффекты, потенциальные риски. Кроме того, можно рассказать о мнении научного сообщества по поводу результативности тех или иных добавок, опираясь на публикации в научных изданиях и воздерживаясь от выражения собственного мнения. Если клиент решил принимать добавки, специалисту следует работать во взаимодействии с врачом, чтобы обеспечить безопасность клиента и повысить эффективность применения БАД.
Некоторые организации поощряют своих сотрудников продавать пищевые добавки или даже требуют от них этого. Если продвижение БАД является обязательным условием работы в клубе, то специалист может предоставить клиенту современные данные о пользе и рисках, связанных с теми или иными добавками, и посоветовать проконсультироваться с врачом в отношении целесообразности их использования. Прямых и однозначных рекомендаций стоит избегать настолько, насколько это возможно
Границы компетенций "СПЕЦИАЛИСТа" примеры:
Многие клиенты обращаются к СПЕЦИАЛИСТам с запросом на снижение массы тела, желая получить рекомендации по питанию и физической активности. В рамках своих компетенций СПЕЦИАЛИСТ может предпринять следующие действия:
• в корректной форме обрисовать риски, связанные с несбалансированным питанием, и сделать акцент на положительных эффектах здоровых пищевых привычек;
• узнать, как давно клиент посещал врача и проходил медицинское обследование. Подчеркнуть, насколько важно обсудить состояние здоровья с лечащим врачом, чтобы не упустить какие-то важные моменты;: примеры
Многие клиенты обращаются к СПЕЦИАЛИСТам с запросом на снижение массы тела, желая получить рекомендации по питанию и физической активности. В рамках своих компетенций СПЕЦИАЛИСТ может предпринять следующие действия:
• в корректной форме обрисовать риски, связанные с несбалансированным питанием, и сделать акцент на положительных эффектах здоровых пищевых привычек;
• узнать, как давно клиент посещал врача и проходил медицинское обследование. Подчеркнуть, насколько важно обсудить состояние здоровья с лечащим врачом, чтобы не упустить какие-то важные моменты;
• обсудить, как лучше воплотить в жизнь указания врача, если таковые уже получены клиентом;
• рассказать о принципах рационального сбалансированного питания, предоставить информацию об основных группах продуктов, которые необходимо включить в рацион;
• объяснить, как лучше планировать питание. Можно использовать инфографику — например, изобразить на бумаге «Тарелку здорового питания», разработанную специалистами Гарварда, сопровождая рисунок комментариями и пометками;
• рассказать о свойствах разных продуктов — например, что свежевыжатый апельсиновый сок содержит много витамина С. Нужно ли пить большеапельсинового сока, клиент должен решить самостоятельно;
• познакомить клиента с примером рациона, соответствующего его целям и физическому состоянию, подчеркнув, что это лишь пример, а выбор конкретного набора продуктов, способа их кулинарной обработки и режима питания зависит от особенностей здоровья человека и его образа жизни и поэтому лежит в зоне ответственности клиента;
• предложить клиенту вести пищевой дневник. Просмотреть дневники за несколько дней, указать на самые существенные ошибки, подкрепить поощрительными комментариями положительные моменты и обсудить, что можно улучшить к следующей встрече.
О том, что СПЕЦИАЛИСТ не обладает достаточной компетентностью и ему необходимо углубить свои знания, говорят следующие примеры:
• он не может изложить основные принципы рационального питания;
• затрудняется ответить на вопросы клиента — например, такие, как «правда ли, что от фруктов толстеют?», «сколько белка нужно потреблять, если тренируешься 3-4 раза в неделю?», «что такое здоровые жиры?» и т. д.;
• не может аргументированно развеять мифы в отношении рационального питания — например, о том, что вегетарианский рацион не способен обеспечить организм всеми необходимыми питательными веществами, или, наоборот, что потребление мяса вредно для здоровья;
• сам придерживается ошибочных взглядов в отношении питания, например, утверждает, что «надо питаться дробно, иначе вы не похудеете» (дробное питание рекомендуется при некоторых заболеваниях пищеварительной системы, но не является обязательным и обоснованным для относительно здоровых людей);
• не способен распознать явные признаки нарушений пищевого поведения или заболеваний, требующих консультации у профильного специалиста.
"СПЕЦИАЛИСТ" выходит за рамки своих компетенций, если:
• заявляет клиенту, что является профессиональным диетологом и сможет решить любые вопросы, связанные с питанием и здоровьем;
• советует сдать анализы или пройти медицинское обследование, интерпретирует полученные результаты;
• утверждает, что те или иные действия позволят клиенту излечиться от заболевания;
• рекомендует диету для лечения или профилактики заболеваний — например, лечебный стол №5 при жалобах на боли в области печени. В такой ситуации нужно посоветовать клиенту обратиться к врачу и объяснить, что только врач может поставить диагноз и дать предписания в отношении лечебного стола;
• запугивает клиента медицинскими проблемами. У "СПЕЦИАЛИСТа" нет медицинских знаний, позволяющих делать подобные прогнозы. К тому же такие высказывания могут напугать клиента и ухудшить его психологическое состояние;
• некорректно использует терминологию, вводя клиента в заблуждение или причиняя ему психологический вред. Например, не следует утверждать, что «мы вылечим ваше ожирение спортом и диетой» — "СПЕЦИАЛИСТ" не лечит, не имеет права ставить диагноз «ожирение» (к тому же надо учитывать негативный психологический окрас такого диагноза) и не должен давать обещаний, выполнение которых зависит от множества медицинских и социальных факторов. Вместо этого следует рассказвать, о внедрении рекомендаций принципов питания и двигательной активности которые помогут снизить вес;
• настаивает на употреблении конкретных продуктов;
• понимая ошибочность мифов о питании, поддерживает их с «благими намерениями», считая, что так будет лучше для клиента - например, он сможет быстрее добиться результатов;
• распознает признаки заболеваний или нарушений пищевого поведения, но игнорирует их. Вместо того чтобы отправить клиента на консультацию к врачу, СПЕЦИАЛИСТ дает ему рекомендации, которые направлены на достижение желательных для клиента результатов, но представляют риск для его здоровья;
• назначает пищевые добавки для похудения, рекомендует их дозировки и схемы приема.