Идея, что раннее детство - важнейший период в формировании здоровья человека, не нова и вполне очевидна. Но насколько скоротечен период пластичности обменных процессов, когда дефицит критически важных пищевых веществ напрямую влияет на возможности оптимального развития организма, стало известно только сравнительно недавно благодаря накоплению научных данных в физиологии и медицине. В частности, появилась концепция первых 1000 дней жизни. Согласно ей, все, что произойдет с ребенком в этот период, так или иначе отразится на его будущем.
Важно понимать, что 1000 дней отсчитывается не с момента рождения ребенка, а сразу после зачатия. Соответственно, окончание периода приходится на возраст 2 лет. То есть питание и образ жизни будущей мамы во время беременности и даже до зачатия не менее важны, чем питание уже родившегося ребенка. Недостаточность и несбалансированность рациона матери могут стать причинами задержки внутриутробного развития и дефицита веса ребенка.
Первые 1000 дней жизни ребенка - самый активный период формирования признаков, которые в дальнейшем будут определять то, как проявятся генетические особенности человека. Известно, что гены далеко не на 100% определяют здоровье человека. Только около 2% заболеваний обусловлено генетически, все остальные в своем формировании так или иначе связаны с факторами внешней среды. Таким образом, в течение жизни возможно создать условия для того, чтобы эти заболевания не проявились или проявились в более легкой форме.
Именно в первые 1000 дней питание, как один из факторов внешней среды, через влияние на эпигенетику (на то, какие гены проявят себя, а какие окажутся неактивными), помогает заложить прочные основы будущего здоровья и сформировать благоприятные условия для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, диабета и других неинфекционных болезней. Роль питания не ограничивается только удовлетворением потребности организма в энергии и нутриентах, не менее важна и его здоровье сберегающая функция. Ранний возраст - критический период для формирования пищевого поведения и пищевых привычек.
Самый мощный и естественный фактор программирования метаболического здоровья ребенка с первых дней жизни - грудное вскармливание. О его влиянии на здоровье ребенка, формирование иммунитета и профилактику заболеваний написаны сотни книг и статей. ВОЗ и другими организациями здравоохранения пропагандируется исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев жизни. Рекомендуется продолжать грудное вскармливание и после введения прикорма, по разным источникам до двух лет и более. В рекомендациях Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов (European Society of Paediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition, ESPGHAN) указано, что оптимальная продолжительность грудного вскармливания определяется каждой парой мать-ребенок самостоятельно.
Для организма нет второстепенных пищевых веществ, но некоторые нутриенты являются в определенные периоды критически важными для полноценного развития. В раннем возрасте это белки, полиненасыщенные жирные кислоты, железо, цинк, йод, витамины А, В6 и В12.
Одним из нутриентов, в случае недостаточности которого прослеживается прямая связь с нарушением оптимального развития ребенка, является железо. Дефицит железа - самый распространенный из нутриентных дефицитов. По данным ВОЗ, по всему миру около 25% детей дошкольного возраста страдают железодефицитной анемией. В период активного развития мозга - от третьего триместра беременности до примерно двух-трех лет - железо является критически важным нутриентом, так как оно необходимо для синтеза белков, участвующих в регуляции продукции миелина, синтеза нейротрансмиттеров и снабжении нервных клеток энергией. Оптимальное протекание этих процессов влияет на формирование нейронных связей в мозге и, как следствие, на эмоциональное состояние, развитие когнитивных способностей и памяти. К двум годам объем мозга ребенка достигает примерно 80% от взрослого объема, и в дальнейшем темпы его увеличения замедляются.
В процессе развития ребенка питание влияет не только непосредственно на сам организм, но и на формирование микробиома маленького человека. Микробиом — это совокупность микроорганизмов, населяющих все поверхности тела человека (кожу, слизистые оболочки, кишечник) и выполняющих ряд важнейших функций. Большая часть микробиома сконцентрирована в толстом кишечнике, где микроорганизмы осуществляют синтез некоторых витаминов, усвоение пищевых веществ, вырабатывают сигнальные вещества для регуляции многих физиологических процессов.
На формирование микробиома ребенка влияет множество факторов - микробиом матери, способ родоразрешения, тип вскармливания, а также такие неочевидные обстоятельства, как наличие в доме, где проживает ребенок, домашних животных Разнообразие состава микробиоты критически важно поддерживать, оно ассоциировано с лучшим качеством жизни и здоровья человека. Для обеспечения нормального состояния и биологической активности микробиоты необходимы пребиотики - пищевые волокна, которые не перевариваются ферментами организма человека, но перерабатываются микроорганизмами в кишечнике. Пребиотики поступают в организм ребенка с грудным молоком или молочной смесью (олигосахариды), а в более взрослом возрасте - с продуктами растительного происхождения (клетчатка).
В раннем возрасте организм учится взаимодействовать с окружающей средой, а окружающая среда определяет, как дальше организм будет развиваться.
Насколько долго остается открытым «окно возможностей», точно не известно, но задача взрослых - с самого раннего возраста постараться обеспечить ребенку условия для максимальной реализации заложенного в нем потенциала.
Автор: Мария Ильина, нутрициолог, технолог (Msc), научный редактор издательства «МИФ». Ученый секретарь общественного объединения «Нутрициологи России».
Статья опубликована в PDF приложении Журнала за Сентябрь 2022 года. Приложение к сетевому изданию "Nutritiologists”. Сентябрь 2022 (3)
Источники:
1. Питание, микробиоценоз и интеллект человека/Е.И. Ткаченко, Ю.П. Успенский. - СПб.: СпецЛит. 2006. 590 с.
2. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: методические рекомендации/ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России. М.: б.и., 2019. 112 с.
3. World Health Organization. Vitamin and Mineral Nutrition Information System. https://www.who.int/teams/nutrition-and ... ystem/data.