Пролактин — гормон, из названия которого можно сделать вывод, что он связан с лактацией. Но это только одна составляющая его биологической роли в организме. Рассмотрим функции пролактина и поймём, почему его ещё называют гормоном стресса.
Пролактин (далее ПРЛ) — белковый гормон передней доли гипофиза, играющий основную роль во время беременности, в поддержании лактации и участвующий в регуляции репродуктивной функции [1, 2]. Синтезируется в лактотрофах гипофиза, составляющих 10 - 25 % клеток аденогипофиза (передняя доля гипофиза) [2].
В настоящее время установлено, что биологическая роль ПРЛ заключается в поддержании роста молочных желез, обеспечении секреции молока и трофическом влиянии на яичники [3]. Во время беременности и лактации ПРЛ стимулирует образование и секрецию молока. В этом процессе также принимают участие прогестерон, кортизол, инсулин, хорионический гонадотропин. В физиологических дозах ПРЛ не оказывает влияния на функцию половых желез [2].
Пролактин не только участвует в процессах репродукции, но и оказывает влияние на метаболические процессы и водно-солевой обмен. Считают, что этот гормон обладает бoльшим метаболическим влиянием, чем гормон роста соматотропин [3].
Биологическая роль пролактина:
• регуляция лактации;
• рост протоков молочных желез (совместно с гормоном роста);
• повышение прогестерона в жёлтом теле яичника;
• повышение активности клеток поджелудочной железы;
• подавление синтеза лептина.
Из других эффектов ПРЛ интерес представляет его диабетогенное действие, связанное с непосредственным стимулирующим влиянием пролактина на β-клетки поджелудочной железы, что может привести к развитию периферической инсулинорезистентности, гиперинсулинемии, яичниковой гиперандрогении и формированию синдрома поликистозных яичников. Кроме того, пролактин способствует деминерализации костной ткани путем подавления секреции кальцитонина, а также с помощью снижения синтеза эстрогенов в яичниках. Поэтому у женщин с гиперпролактинемией (повышенная секреция пролактина) имеется риск развития остеопороза [4].
При гиперпролактинемии у женщин могут возникнуть частые головные боли, перепады настроения, раздражительность, депрессия, нарушение менструального цикла (олигоменорея или аменорея), ановуляция, боли в молочных железах, бесплодие, ожирение и проблемы с кожей [2], [5]. У мужчин избыток пролактина угнетает синтез тестостерона и сперматогенез, снижает потенцию, либидо и приводит к бесплодию [2].
Через рецепторы пролактина в печени снижается синтез глобулинов, связывающих половые стероиды; в надпочечниках повышается синтез андрогенов (рис. 1) [4].
Рис. 1. Регуляция функции молочной железы В настоящее время определена группа физиологических состояний, сопровождающихся повышенным уровнем пролактина, так называемая физиологическая гиперпролактинемия (табл.1). Физиологическое повышение содержание ПРЛ наблюдается через 20—90 мин после засыпания и сохраняется во время сна в результате увеличения амплитуды, а не частоты секреторных пиков. Такие колебания уровня ПРЛ происходят одинаково как у детей, так и у взрослых. Падение уровня пролактина до нормальных значений происходит в течение часа после пробуждения. Пролактин, единственный из тропных гормонов, имеет суточный ритм секреции. Суточный ритм секреции пролактина у здоровых людей практически не связан с ритмами секреции других гипофизарных гормонов, что свидетельствует о различии основных путей регуляции.
Незначительный подъем ПРЛ одновременно с уровнем кортизола наблюдается в течение дня и связан с приемом пищи, богатой белками, особенно в полдень. Высказывается предположение, что вещества, содержащиеся в белковой пище, могут выступать в роли нейротрансмиттеров, оказывая влияние на биосинтез катехоламинов (адреналин, норадреналин и дофамин) и серотонина, опосредованно участвуя в регуляции ПРЛ и АКТГ (адренокортикотропный гормон). В то же время, обильная жирная пища вызывает повышение только ПРЛ [3].
Таблица № 1 Кроме того, причиной транзиторного повышения уровня ПРЛ могут быть различные стрессовые ситуации, как эмоциональные, так и психические. Эти понятия объединяют понятие стресса, связанного с венепункцией, физической нагрузкой, оперативными вмешательствами, гипогликемией, с различными видами анестезии [3].
Пролактин и стресс
Роль пролактина в реакциях на стресс не лишена значения, поэтому его часто называют гормоном стресса. Стресс является причиной многих расстройств, особенно нервно-психических, поэтому основное внимание уделяется роли ПРЛ при расстройствах, связанных со стрессом[5].
В частности, ПРЛ способствует регуляции стрессовых реакций посредством ингибирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой (ГГН) оси. Более того, ПРЛ модулирует тревожное и депрессивное поведение. ПРЛ также регулирует нейрогенез, образование новых нейронов как в субвентрикулярной зоне (СВЗ), так и в гиппокампе. Уровни пролактина и условия окружающей среды могут вызывать изменения в нейрогенезе, потенциально приводящие к влиянию на эмоциональное поведение [6].
Поскольку стресс вносит важный вклад в этиопатогенез расстройств при большинстве нервно-психических заболеваний, гормон стресса ПРЛ может иметь важное диагностическое значение. Кроме того, следует отметить, что дофаминовые рецепторы являются важным регулятором секреции ПРЛ, который является важным компонентом многих расстройств, связанных с настроением [7].
Длительный стресс является основным фактором, способствующим депрессии. Недавно опубликованные результаты исследования показали, что у женщин с БДР (большое депрессивное расстройство), не проходивших лечение, уровень ПРЛ в плазме был значительно выше по сравнению с показателем у здоровых. Интересно, что уровень ПРЛ значительно коррелировал с частотой сердечных сокращений и широким спектром оценки показателей стресса и психопатологии, включая тревогу, враждебность и соматизацию [8].
Было проведено интересное исследование на определение биомаркеров стресса и психологическую оценку врачей с синдромом эмоционального выгорания, по итогам которого авторами были получены данные о влиянии психоэмоционального состояния на уровень гормонов, в том числе на пролактин [9].
Справочно: синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [10].
Симптомы эмоционального выгорания измерялись с помощью опросника Maslach Burnout Inventory (MBI). Этот инструмент в настоящее время наиболее часто используется для оценки выгорания у медицинских работников. MBI состоит из 22 элементов, оценки которых основаны на частоте ощущений, связанных с конструкцией истощения (Maslach and Jackson, 1981). Три подшкалы MBI анализировались отдельно: эмоциональное истощение, деперсонализация и личные достижения [11].
Результаты показали, что уровень пролактина, концентрация кортизола в сыворотке и слюне, АКТГ, уровень глюкозы натощак и HbA1C (гликозилизированный гемоглобин) значительно выше у врачей, страдающих выгоранием и высоким эмоциональном истощением (EE), по сравнению со здоровой контрольной группой (таблица 2) [9].
Справочно: более подробно с исследованием можно ознакомиться по ссылке [9].
Таблица № 2. Биомаркеры у выгорающих и контрольных субъектов
Сравнительный анализ уровня ПРЛ на психосоциальный стресс в зависимости от пола показал, что уровень ПРЛ повышается как у мужчин, так и у женщин. Величина реакции пролактина была в значительной степени связана с величиной реакции ГГН и, в некоторой степени, сердечно-сосудистыми реакциями, что указывает на то, что индивидуальные различия в реакции пролактина у здоровых мужчин и женщин зависят от общей физиологической активации стресса. У женщин величина ответа была связана с уровнем эстрадиола, что требует более глубокого изучения [12].
Заключение
Исходя из анализа небольшой части проведенных исследований в изучении пролактина, можно точно сказать, что его воздействие на организм немаловажно и он по праву является гормоном стресса и зависит от психоэмоционального состояния человека, независимо от полового признака. Исследования этого «разностороннего» гормона продолжаются, и, возможно, в будущем, они помогут реализовать профилактические мероприятия для снижения негативных аспектов дистресса в жизни человека.
Если Вы предполагаете, что есть нарушения, связанные со здоровьем, в том числе гормональный дисбаланс, обязательно обратитесь за консультацией к врачу.
В свою очередь могу от себя порекомендовать способы профилактики стресса:
- сбалансированное питание (никаких ограничительных диет без показания врача);
- полноценный сон (сон не менее 6-8 часов в сутки);
- занятие любимым видом активности (йога, танцы, фитнес, бег, зимние виды спорта и др.);
- прогулки на свежем воздухе;
- хобби;
- общение с родными и друзьями.
Автор: Горчакова Надежда Юрьевна, нутрициолог, специалист по питанию, член ОО «Нутрициологи России»
Telegram: @kleokotra13
https://t.me/gorchakova_nutrition
VK: https://vk.com/kleokotra
Список литературы и источников:
1. Эндокринология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 752 с. (с. 63, );
2. Благосклонная Я. В., Шляхто Е. В., Бабенко А. Ю. Эндокринология : учебник для медицинских вузов / Я. В. Благосклонная [и др.]. — 3-е изд., испр. и доп.— СПб. : СпецЛит, 2012. — 421 с. : ил. (с.15, 22,24);
3. Гинекологическая эндокринология / В.Н.Серов, В.Н.Прилепская, Т.В.Овсянникова. – 6-е изд. – М. : МЕДпресс-информ, 2017. – 512 с. : ил. (c. 49
4. Манухин, И. Б. Гинекологическая эндокринология. Клинические лекции / И. Б. Манухин, Л. Г. Тумилович, М. А. Геворкян, Е. И. Манухина. - 4-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 304 с. : ил. - (Серия "Библиотека врача-специалиста"). С. 17,18
5. Faron-Górecka A, Latocha K, Pabian P, Kolasa M, Sobczyk-Krupiarz I, Dziedzicka-Wasylewska M. The Involvement of Prolactin in Stress-Related Disorders. Int J Environ Res Public Health. 2023 Feb 13;20(4):3257. doi: 10.3390/ijerph20043257. PMID: 36833950; PMCID: PMC9959798: https://www.mdpi.com/1660-4601/20/4/3257
6. Torner L (2016) Actions of Prolactin in the Brain: From Physiological Adaptations to Stress and Neurogenesis to Psychopathology. Front. Endocrinol. 7:25. doi: 10.3389/fendo.2016.00025
7. Grace A. A. Dysregulation of the dopamine system in the pathophysiology of schizophrenia and depression //Nature Reviews Neuroscience. – 2016. – Т. 17. – №. 8. – С. 524-532.
8. Elgellaie A, Larkin T, Kaelle J, Mills J, Thomas S. Plasma prolactin is higher in major depressive disorder and females, and associated with anxiety, hostility, somatization, psychotic symptoms and heart rate. Compr Psychoneuroendocrinol. 2021 Mar 20;6:100049. doi: 10.1016/j.cpnec.2021.100049. PMID: 35757357; PMCID: PMC9216608.
9. Deneva, T.; Ianakiev, Y.; Keskinova, D. Burnout Syndrome in Physicians—Psychological Assessment and Biomarker Research. Medicina 2019, 55, 209. https://doi.org/10.3390/medicina55050209
10. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2015. 278 с.
11. Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced burnout //Journal of organizational behavior. – 1981. – Т. 2. – №. 2. – С. 99-113.
12. Anna-Karin Lennartsson, Ingibjörg H. Jonsdottir,Prolactin in response to acute psychosocial stress in healthy men and women, Psychoneuroendocrinology, Volume 36, Issue 10, 2011, Pages 1530-1539, ISSN 0306-4530, https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2011.04.007.